Официальный сайт Ассоциации Гималайской йоги Пайлота Бабаджи

Чистота Самайи

Чистота Самайи


из новой книги Сати Маты “Счастье быть собой”

 

Принимая дикшу, прибежище, посвящения у различных Гуру, мы часто не отдаем себе отчет в том, что 

guru_om

«творим». Порой мы кичимся количеством полученных «орденов», перечисляя по списку всех учителей, у которых мы получали те или иные знаки отличия и инициации. И в принципе, мы не виноваты в том, что наше отношение к традиции, учению и учителю халатное и неосознанное. Ведь нам никто не объяснял, что, получив дикшу, мы получаем и  определенные внутренние правила и обеты, которые стоит выполнять.
На санскрите такие правила называются Самайя, а отношения, установленные во время посвящения между Гуру, Учеником и другими последователями учения – самайная связь, которую впоследствии практически нельзя разорвать.

Что такое самайя?
Самайя  – это особые правила, духовные обязательства, обещания искренности, которые дает ученик, вступая на путь духовного обучения. В основном самайя касается «чистого видения» Учения, Учителя и гуру-братьев по учению.  Лишь пребывая в преданности и любви, ученик впитывает благословения Гуру. Самайю часто сравнивают с Верой.

Нужно осознавать, что самайя – это важное понятие, присущее абсолютно всем школам тантры, йоги, тибетского буддизма и других традиций. Думаю, в православных и монастырях других религий также есть это понятие, только носит оно другое название.

Если ученик строптив, недоверчив, необязателен в выполнении практик и данных учителю обетов, нарушает самайю, негативно думает или говорит об учителе, – это создает тонкие препятствия в отношениях «учитель-ученик», и передача знаний искажается. В святых писаниях сказано, что подобная халатность в лучшем случае, ведет к болезням и ученика, и учителя, а в худшем – к дурному перерождению. Думая плохо о своем учителе, мы укорачиваем его жизнь и приносим ему различные заболевания.

В книге Тулку  Ургьен Ринпоче «Воспоминания йогина дзогчен» сказано:  «При наличии большого числа учеников всегда есть вероятность нарушения самайи кем-либо из них, а нарушение самайи влечет за собой тяжкие последствия для учителя и тем самым может помешать ему проявить Радужное Тело. В учениях Тантры описывается «Радужное Тело с остатками» – явление, которое зависит от чистоты учеников и благотворителей».

«От одной капли кислого молока, скисает все молоко», – хорошая аллегория, которая говорит нам о том, как один человек может зародить сомнения в целой группе последователей, нанеся урон целому учению. Ученик со слабой верой может поддаться на искушения и провокации и потерять путь, выбранный им когда-то.
Поэтому, если вы все-таки уже приняли дикшу или посвящение, если выбрали учителя, будьте осторожны с людьми, которые вносят смятение в ваш ум. Если о вашем Гуру говорят плохо, – закройте уши; если о вашем Гуру пишут плохо, – закройте глаза. Не позволяйте своему уму сомневаться.
Также мы нарушаем самайю, когда критикуем, судим, насмехаемся, сплетничаем за спиной наших гуру-братьев (людей, которые приняли посвящение у того же учителя, что и мы). Нарушение этой самайи может повлечь за собой неприятности и несчастья в жизни и в духовной практике.

В буддистских текстах говорится: «Для того, чтобы не нарушать самайю, достаточно быть добродетельным, дисциплинированным в мыслях, словах и действиях, остерегаться неправильного поведения, ни на секунду не отделять свое тело от присутствия божества, свой голос  – от мантры, свое сознание – от самадхи. Это и есть соблюдение высших самай Тела, Ума и Речи».

Поэтому, чтобы не нарушать самайю, лучше подумайте заранее – готовы ли вы действительно принять Гуру и учение со всеми предстоящими испытаниями. Ведь испытания зачастую бывают совершенно непредсказуемые! А истинный ученик никогда не просит гуру объяснить свое поведение или отчитаться за содеянные поступки; он знает, что Гуру – это неприложный Закон, это Дхарма, это Истина.
Для того, чтобы этого не происходило, займитесь практикой. Практикуя, вы не будете располагать временем для сомнений, а, если потом к вам кто-то и придет, чтобы посеять зерно раздора в вашем сердце, ваш дух и вера будут настолько крепки, что никто не сможет заставить вас тратить свою энергию на пересуды об Учителе и Учении.

Я помню, как на все мои вопросы у Гуруджи был один ответ: «Практикуй!»… В контексте этого хочется вспомнить одну историю о великом йогине Миларепе и ученике его Гампопе (буддистская линия Карма кагью).

Едва Гампопа услышал имя Миларепы, как его охватило душевное волнение…

Гампопе очень хотелось встретиться с этим йогином, и он, не теряя времени, на следующее утро отправился в Нгари. Он нашел Миларепу в местности, которая называлась Счастливые Горные Вершины. Едва увидев лицо учителя, Гампопа обрел жар блаженной пустоты….

В день расставания Миларепа немного проводил Гампопу. После того, как они посидели на валуне, чтобы отдохнуть, настало время прощаться. Миларепа встал, задрал подол своей юбки и показал Гампопе свой зад, настолько тощий и мозолистый, что было похоже, будто через кожу проглядывают кости.

- Слушай! – сказал Миларепа.- Упражняясь в Махамудре, не занимай себя совершением добродетельных поступков тела и речи, потому что так ты рискуешь упустить свободную от мышления пробужденность. Только потому что я сидел на этой заднице, я достиг постижения. Я был упорен в применении пути средств и пути освобождения: Шести йог Наропы и Махамудры. Легкими, необременительными практиками ничего не достигнешь!

Практикуйте!