Официальный сайт Ассоциации Гималайской йоги Пайлота Бабаджи

Практика: медитация на Ахимсу

МЕДИТАЦИЯ НА АХИМСУ (НЕПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА)

Автор – Аннапурна Мата Джи (Юлия Верба)


Для того чтобы понимать, что такое Ахимса и как сильно она влияет на практику йоги в целом, прочитайте статью «Яма-нияма: кодекс йогов».

 

Что такое Ахимса

Ахимса – это ненасилие, непричинение вреда. Также можно назвать это “благожелательностью”. Это естественное качество сердца, но его закрывает наша склонность притеснять других, так или иначе их обижать.

Желание как-либо обидеть другое живое существо или нанести вред окружающей среде, природе  отчуждает нас от реальности души и укрепляет иллюзию эго.

Всё, что отделяет нас в сознании от безграничности всей жизни, равнозначно отрицанию того единства, к которому мы должны стремиться в медитации.

В Ахимсе важны как наши внешние дела, так и внутренние установки сердца. Почти невозможно жить в этом мире, совсем не причиняя вреда. Какой-то вред неизбежно причиняется самой нашей жизнью. Каждый наш вдох и выдох убивает мириады бактерий. Каждый автомобильный выхлоп непредумышленно приносит смерть бесчисленным насекомым. Выходя на улицу, едва ли можно не раздавить нескольких муравьёв. В Природе постоянно происходит сохранение одной жизни за счёт другой. Даже плоды, которые мы едим, являются формами жизни.

То, что мы можем, – это сознательно исключить из нашей повседневной жизни, из наших действий, слов и мыслей установку на причинение вреда любому живому существу.

С приходом благожелательности мы встречаем и доброе отношение к себе со стороны других. В присутствии человека, который совершенствуется в ненасилии, прекращается враждебность.

Желание навредить создаёт внутреннее напряжение, далекое от умиротворённости, которую мы стремимся развить в медитации.

Ненависть, гнев и злоба  противоположны Ахимсе. Ахимса вызывает ощущение универсального братства и космической любви.  Вегетарианство – тоже наш вклад в практику Ахимсы.

Единое высшее «Я», или Атман, пребывает во всём. Всё это – проявления единого Бога. Обижая другого, мы обижаем своё высшее «Я». Служа другому, мы служим собственному Высшему «Я». Будем же любить всех. Ни к кому не проявлять ненависти. Никому не причинять боли ни мыслью, ни словом, ни делом.

Каждый, кто хочет осознать Бога, должен практиковать Ахимсу. К развившему Ахимсу притягиваются все другие добродетели.

 

Медитация на Ахимсу

Удобно сядьте или лягте. Пусть глаза будут закрыты, а внимание обращено на дыхание.

Дыхание свободно движется по телу, каждое дыхание приносит спокойствие и легкость. Обратите внимание на сердце – оно спокойно и расслаблено.

Теперь проведём медитацию на АХИМСУ.

Представим наше сердце источником любви. Эта любовь льётся из него и распространяется на весь мир, это любовь без границ ко всему живому в природе. Представьте, как эта любовь наполняет собою весь мир и не встречает преград.

Подумаем, есть ли в нашем сердце неприязнь и вражда к кому-то? Вспомним их лица и простим этих людей. Пусть неприязнь и вражда к ним навсегда покинут наше сердце.  

Обиды – это тоже нарушение Ахимсы. Это лелеяние недобрых мыслей к обидчику. Умеем ли мы прощать? Давайте вспомним ваши самые сильные обиды и тех, кто их нанёс, – и простим их. Может быть, они нас оскорбляли, нападали на нас, осуждали, критиковали, упрекали? Давайте не будем желать отомстить им, не будем желать им зла, не будем держать в сердце обиду. Примиримся, простим и будем великодушными, соблюдая Ахимсу! Любая антипатия в нашем сердце – это нарушение Ахимсы.

Склонны ли мы к негативному мышлению? Это тоже нарушение Ахимсы, ибо негативным мышлением мы причиняем вред и самому себе, отрицая божественное в нас и в Природе. Непричинение вреда себе – тоже часть Ахимсы.

А что с нашими словами? Оскорбляли ли мы кого-то, осуждали или упрекали, выражали ли недовольство на словах, говорили ли о ком-то словами, наполненными злобой, высказывали ли презрение к другим? Это тоже нарушение Ахимсы.

Подумаем о том, что впредь наши слова будут нести добро, мир, гармонию в отношения между людьми.

 

Евангелие об Ахимсе и др.

«Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».