Официальный сайт Ассоциации Гималайской йоги Пайлота Бабаджи

Даршан пещер Аджанты

ДАРШАН ПЕЩЕР АДЖАНТЫ

Автор: Аннапурна Мата Джи
Даршан – это санскритское слово. Одно из его значений – «дар зреть божественное». Просветлённые мастера йоги рассказывают, как иногда во время их долгих медитаций появляется какое-то божество, открывает некоторые священные знания или просто расширяет сознание, наполняет его возвышенным, божественным вдохновением.

Воистину, когда находишься в пещерах Аджанты, это ощущение – встречи с божественным – не покидает ни на минуту.
Эти уникальные храмовые пещеры находятся почти в самом сердце Индии (центральный штат Махараштра), и добраться до них непросто – путь далёк. Но он стоит того. Ближайший крупный город – Аурангабад, от него ещё 107 км. до заброшенной деревеньки Аджанта и ещё 11 км. до самих пещер.
С открытой площадки вас встречает совершенно потрясающий вид на каньон реки Вагхоры. Там, в мощной базальтовой породе, и был вручную вырублен целый массив буддийских храмов, из которых до нас дошли 29. Весь комплекс вытянулся по ущелью по длине 550 метров, на высоте 22 метров, полукругом охватывая поворот реки. Все подходы к пещерам связаны одной широкой дорогой, которая проложена по уступу скалы вдоль берега.
По исследованиям археологов, эти пещеры начали строиться ещё до нашей эры, через несколько столетий после ухода Будды Шакьямуни (примерно II век до н.э.). Особо бурное строительство развернулось при царе Харишене (462-483 гг.), который управлял большей частью Центральной Индии. Самые совершенные образцы скульптур и росписей Аджанты относятся именно ко времени его царствования. После смерти Харишены работы в пещерах велись уже не столь интенсивно, а со временем, когда буддизм стал терять популярность, и к XIII веку его влияние в Индии окончательно сошло на нет, монахи, которых становилось здесь все меньше, навсегда покинули эти места. Опустевшие монастыри Аджанты надолго погрузились во мрак забвения.
Только местные жители да летучие мыши помнили о их существовании, пока в 1819 году группа британских солдат, охотившихся в окрестностях Вагхоры, не набрела случайно на странные пещеры…
Стилистически комплекс делится на 2 вида – чайтьи (молельни) и вихары (монастыри). Всего в Аджанте 4 чайтьи и 25 вихар. Широчайшую известность принесли пещерным храмам Аджанты их росписи. Живопись сохранилась лишь в 16 пещерах. Здесь расписывались потолки, стены и даже колонны. Краски на росписях как будто светятся в темноте. Многие из росписей, увы, в плачевном состоянии, несмотря на то, что в некоторых пещерах мы видели реставраторов. Может, их восстановление ещё впереди…
Знатоки утверждают, что, если бы Индия внесла в сокровищницу мирового искусства только живопись Аджанты, уже одно это было бы бесценным даром.
Комплекс относится к памятникам всемирного наследия ЮНЕСКО (объект № 242).
Особое впечатление на меня произвели скульптурные изображения будд. Огромного размера, сидящие в позе лотоса или стоящие в полный рост, сложившие пальцы в особых мудрах, с удивительно умиротворёнными лицами – несмотря на то, что они вытесаны из холодного камня – выглядят словно живые. Настоящие гиганты величия духа, мудрости, постигшие нерушимое спокойствие нирваны.
В первых пещерах эти фигуры будд расположены по центру главного зала в специальном углублении. А сами залы простые, выдолбленные в камне, почти лишенные украшений. Может, они использовались как какие то хозяйственные помещения, а может, это были кельи для монахов-затворников. Эти полутёмные комнаты чем-то напоминают келейки киевской Троице-Сергиевской лавры, только размеры больше. В некоторых из них мы посидели помедитировали. Энергия действительно сильная и восходящая – думается, жившие там монахи были настоящими подвижниками – в такой глуши, далёкой от цивилизации, своими руками в скале построили себе пещерный монастырь с молельными залами, создали такие чудесные произведения искусства – фигуры будд и бодхисаттв, причудливо расписали его фресками. Воистину, нужна большая вера и желание серьёзной практики для постижения глубин своей природы, чтобы сделать всё это!
Самая последняя пещера, 26-я, посвящена уходу в нирвану Будды Шакьямуни. По левую сторону от входа, головой ко входу, лежит ушедший в нирвану гигантский семиметровый Будда, отгороженный от центрального зала колоннами. Вокруг – видимо, пришедшие для его проводов и кремации люди и прилетевшие с небес неземные существа.
У нас было всего два часа на осмотр пещер Аджанты. С сожалением мы покидали это место, надеясь вернуться сюда вновь и остаться подольше.