Официальный сайт Ассоциации Гималайской йоги Пайлота Бабаджи

Практика осознанности

Я ЕСТЬ. ЧТО ЕСТЬ Я?
или
ПРАКТИКА ОСОЗНАННОСТИ
Автор 
Владлена Калашникова (Канта Мата Джи)

ТЕОРИЯ

Часть первая.  Про практику асан.

Улица, фонарь, аптека… То есть зал, липкий коврик, голые ступни… и смутные воспоминания о том, что внимание должно быть сосредоточено внутри тела. Что же на деле? Взгляд оценивает обстановку, составляя «рейтинг крутости», память неуклонно возвращает к мысли о вкусной вегетарианской котлете дома в холодильнике. А как вирабхадрасана? Так ведь еще год назад стало ясно: это нога – сюда, вторая – туда, руки красиво вверх и пыхтим себе. По привычке. Не задумываясь, не отслеживая – присутствуя в форме, но полностью отсутствуя по содержанию. Давайте прямо здесь нажмем на паузу и подумаем: для чего, собственно, мы вирабхадрасану делаем? Если наша цель – подтянуть фигуру, дальше можно не углубляться. Если же в голове вертятся соображения «о смысле бытия», давайте признаемся себе в том, что потеть на коврике в остервенелых попытках запрыгнуть в эка пада бакасану, – не более чем развлечение, к тому же, как показывает практика, весьма опасное для духовного роста. Как говорится, хуже гибкость – меньше эго J. Да и вообще в том, чтобы качественно отстроить Тадасану и сохранить внимание на всех мелких нюансах позы в течение 30 секунд, на порядок больше йоги, чем в той же бакасане, сделанной ради того, что «красиво смотрится». Давайте признаемся – мы со своей советской закалкой «догоним и перегоним!», желанием не отстать от коллектива и (чего греха таить!) стремлением выглядеть круто, далековато ушли от понимания, что такое асана и зачем она выполняется.  Итак, приглушая голос эго и игнорируя блеск «красивых» поз, давайте вспомним, что для йогина тело само по себе не имеет особой ценности, тело – важный инструмент для достижения самореализации. А практика асан служит для того, чтобы

ü   сделать тело здоровым, сильным, выносливым

 болезни являются существенным препятствием в достижении любой цели, духовной в том числе; «трудно думать о Боге с гвоздем в сапоге» J

ü    подготовить тело к долгому сидению в медитации

подойдет любая сидячая поза – сукхасана, ардха падмасана, падмасана; в идеале, усадив тело в медитативную позу, мы «забываем» о нем, сосредотачиваясь на  пранаяме, техниках концентрации и т.п.; однако опыт показывает, что без специальной подготовки большинство практикующих вскоре начинают ощущать боль в спине, суставах, и все это отвлекает от более продвинутых задач, хотя и развивает силу воли J. Регулярно практикуя асаны на раскрытие тазобедренных суставов, мы постепенно удлиняем промежуток комфортного сидения, создавая базу для сосредоточения на более тонких процессах

ü    с самых первых шагов развивать осознанность

поставив перед собой цель непрерывно наблюдать свои ощущения в асане, мы получаем мощного союзника – физические ощущения, зачастую настолько яркие, что проигнорировать их не представляется возможным J; осознав присутствие этих ощущений, мы постигаем  следующий этап – перейти в состояние наблюдателя, разделив восприятие на два канала. Первый – тело, Деятель, выполняющий физические упражнения и переживающий определенные ощущения; второй  канал – Видящий (Наблюдатель), бесстрастно отслеживающий происходящее. Наблюдатель созерцает работу Деятеля нейтрально, не окрашивая происходящее двойственностями порядка приятно –  неприятно, нравится – не нравится*

Осознанность в асане состоит в понимании того, что

Я не есть Деятель

мое тело выполняет асаны, но Я не есть мое тело

тело – мой инструмент, за которым Я наблюдаю

Я есть Видящий (Наблюдатель).

И пусть для начала это знание будет чисто теоретическим, наша цель в процессе практики – пережить его на опыте.

* при этом речь не идет об игнорировании патологической боли, свидетельствующей о возможной травме; наоборот, непрерывное самонаблюдение ведет к повышению безопасности практики, так как, присутствуя здесь и сейчас, мы объективно оцениваем ситуацию и оперативно на нее реагируем

 

Часть вторая.  «Я мыслю, следовательно, я существую» … ?

Подготовив тело и хотя бы теоретически разорвав ложную самоидентификацию с ним, мы идем дальше. Надо признать, что при нынешнем объеме информации тезис о том, что мы являемся чем-то большим, чем тело, встречается довольно часто. Что же, кроме тела, составляет наше я? Знаменитая максима «Я мыслю, следовательно, я существую» весьма ярко демонстрирует, какую важность представляет для нас способность думать, то есть ум. В социуме ум – мерило состоятельности индивидуума, начиная со школьной парты, продолжая тестами на коэффициент интеллекта при приеме на работу и так до бесконечности.  Что, как и о чем мы думаем формирует нашу личность, отражаясь на профессиональных успехах, общении с окружающими, увлечениях. В нашей каждодневной жизни мы свято уверены в том, что умение как-то определенно мыслить, высказывать идеи и отстаивать свое (непременно ценное J) мнение тождественно нашей личности.

Любопытно, что йога вкладывает в термин «ум» нечто иное. Она представляет его интегрированной частью сознания, состоящего из совокупности ума, эго и интеллекта.

Ум воспринимает, анализирует и структурирует информацию, полученную от органов чувств, а также управляет органами действия. В его повседневные задачи входит, например, выполнение рабочих обязанностей и вообще любая активность. Неотъемлемой частью ума является память, с которой он консультируется практически по каждому действию: помню, что если выпью кипяток, то обожгусь, поэтому подожду несколько минут, пока чай остынет; в это время на той дороге пробки, чтобы не опоздать,  поеду по другой и так далее. Непрерывный поток мыслей в голове, частенько утомляющий нас самих, – результат работы именно этой части сознания.

Эго (малое или ложное я) –  та часть сознания, которая создает ощущение индивидуальности. Я есть Маша или Петя, врач, инженер, мама, папа, брат, сестра, поклонник баскетбола, заядлая дачница и т.п. Иными словами, все внешние проявления, отличающие нас от окружающих: цвет глаз, волос, имя, особенности характера. По мере взросления человек, как правило, испытывает потребность увеличить свою значимость, вследствие этого многие вещи и даже люди маркируются как «мои» – моя машина, мой дом, моя должность, моя жена, мой авторитет.  Эго, ложное «я», обрастает совокупностью «моего», зачастую неприлично разрастаясь и одновременно становясь уязвимым: теряя «мое», мы ощущаем, что кто-то беспардонно крадет часть «я», и впадаем в панику.

Интеллект – часть сознания, способная к объективному суждению. Интеллект в состоянии отстраниться от предвзятых оценок эго (медитация не получается, потому что не тот цикл луны ;-)) и привязанностей ума (помнится, смотреть телевизор гораздо приятнее, чем потеть на коврике) и принять решение, нацеленное на получение благих плодов в будущем (хорошее самочувствие от регулярной практики асан, глубокий духовный опыт благодаря длительным медитациям), а не на сиюминутное удовольствие.

Вся эта сложная совокупность во многом определяет личность, создавая мотивации и побуждая к тем или иным действиям.  Однако действительно ли это наша сущность, то самое Я?

 Великий мудрец Патанджали в своих «Йога Сутрах» говорит:

Йога читта вритти ниродхах (Йога – это уничтожение движений в сознании),

Тада драштух сварупе авастханам (тогда Видящий пребывает в своем истинном блеске)

Фактически это означает, что для того, чтобы познать, что же есть Я, необходимо пребывать в состоянии полного отсутствия потока мыслей, отсутствия чувства собственной индивидуальности. И то и другое чрезвычайно сложно представить даже теоретически. Что же останется, если это отбросить? Похоже на самоубийство! Однако говорится, что именно в том случае, когда все, что составляет нашего иллюзорное, «мирское» я, молчит, мы наконец встречаем истинное Я, то есть достигаем самореализации.

Увидеть что-либо можно, только наблюдая это со стороны. Подобно тому, как мы наблюдаем за своим телом, мысленно отстраняясь от него, мы учимся отслеживать работу своего сознания, сохраняя два канала восприятия – Думающий (Ум) и Видящий (Наблюдатель):

Мой ум выполняет процесс «думания»

Я не есть мой Ум

Ум – мой инструмент, за которым Я наблюдаю

Я есть Видящий (Наблюдатель).

 

 

Часть третья. «Я есть. Что есть я?» – размышления начинающего йогина.

Итак, я не есть мое тело, я есть некто, наблюдающий за телом, я не есть мой ум, я – некто, наблюдающий за умом. Что же есть Я? Я есть Душа, часть Божественной сущности, проявленной в каждом живом существе. С точки зрения йоги, наше физическое тело и сознание являются инструментами Души для ее проявления в материальном мире. Существуя в физическом мире, мы увлекаемся его иллюзиями и, «грубея», теряем связь со своей сутью. Для возвращения к ней нам необходимо пройти путь обратно, шаг за шагом разотождествляя себя с составляющими иллюзорного я.

ПРАКТИКА

МЕДИТАЦИЯ

a.     Мысленное обращение к Богу, своим учителям, святым с просьбой поддержать в духовной практике; оно может быть в любой форме, например, такой:

Я приветствую Бога, приветствую своего Учителя, всех святых и духовных учителей прошлого и настоящего, всех реализованных йогинов в астральных и физических телах; приветствую Солнце, Луну, 5 великих элементов (эфир, воздух, огонь, вода, земля); приветствую своих родителей – отца и мать; приветствую самого себя, своё истинное Я; прошу вашей поддержки и благословения познать свое истинное Я, свою Душу.

b.    Выполнение крий – действий, помогающих настроить ум на медитацию; если техники пранаямы (нади шодхана, бхастрика) вам не знакомы, замените их на чтение мантры (Гуру мантры, если она у вас есть) или просто пропустите

                                                           i.     Чакра виньяса – медленное плавное вращение головой в одну и в другую стороны по 9 кругов.

                                                            ii.  Нади Шодхана – дыхание с чередованием ноздрей.

                                                   iii.     Бхастрика – дыхание кузнечных мехов.

                                                      iv.     Мантра ОМ, 5 раз

c.    Переходим  к медитации, мысленно проговаривая:

Я ощущаю свое тело, тело сидит в неподвижности, но Я не есть это тело, Я наблюдаю за тем, как оно сидит, Я не есть ощущения этого тела, Я наблюдаю эти ощущения;

Я осознаю поток мыслей в своем уме, но Я не есть эти мысли, Я – тот, кто наблюдает за мыслями;

Я не тот, кто сейчас сидит и ощущает, Я не тот, кто сейчас думает, Я есть тот, кто наблюдает. Я есть Душа.

 

 

ЖИЗНЬ

Как бы усердно и регулярно мы ни практиковали различные техники йоги, важно помнить, что духовное самосовершенствование не может ограничиваться ковриком для асан или подушкой для медитации. Все, что мы взращиваем в себе путем практики, должно становиться частью нашей «обыденной» жизни, потому что главное правило состоит именно в отсутствии  обыденности. Вся жизнь – путь, каждое событие – практика, возможность совершенствоваться дальше. Возможность тем большая, чем труднее в сложившихся обстоятельствах оставаться йогом J. Как можно чаще возвращайтесь к наблюдению, задаваясь вопросом: «чья это эмоция? Являюсь ли я этой эмоцией? Чья эта усталость? Являюсь ли я телом, которое устало?», стараясь сохранять  непрерывное памятование, о том, что есть Я. С точки зрения гималайской йоги, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ – это ПЕРЕЖИВАНИЕ собственного Я НА ОПЫТЕ. Желаю вам его достижения!

Ом Намах Шивайя!

Литература, рекомендуемая для прочтения:

1.     «Вот что я постиг…», Махайог Пилот Баба

2.     «Йога Сутры», Патанджали

3.     «Бхагавад Гита» с комментариями Свами Сатчидананды

4.     The Holy Geeta, commentary by Swami Chinmayananda

5.     «Свет Жизни: Йога», Б.К.С. Айенгар