Официальный сайт Ассоциации Гималайской йоги Пайлота Бабаджи

КОРА ВОКРУГ КАЙЛАША – ЧТО ЭТО?

Кора вокруг Кайлаша – что это?

Намасте!
Большинство из нас задумывается над вопросом идти или не идти на на Кайлаш.
Кайлаш – великая гора – Гуру, где по сей день Господь Шива совершает свою тапасью. Гора, изменяющая сознание тех, кто совершил восхождение на нее.
Говорят, что для того, чтобы совершить паломничество на Кайлаш, необходимо благословение Богов и Гуру. Мы счастливые люди, и наш Гуру – Пайлот Баба – будет в этом путешествии вместе с нами.
Он доедет с нами до одного из лагерей и будет ожидать группу там, пока все, кто решится на подвиг, сделают кору вокруг Кайласа.
Впрочем, давайте разберемся, что такое кора?

Кoра (ударение на первый слог) – тибетское слово, обозначающее совершение паломничества, выражающееся в обходе по часовой стрелке какого-либо святого места, будь то монастырь, ступа, храм или гора.
Пятидесятитрёхкилометровая кора вокруг горы Кайлаш является самым священным путём паломничества для пилигримов и притягивает многих западных путешественников. Обход священной горы занимает три дня, в течение которых пилигримы посещают различные святые места и пересекают перевал Дролма Ла высотой 5630 метров над уровнем моря.

Фестиваль Сага Дава, проходящий в ночь полной луны четвёртого тибетского месяца, когда отмечается день просветления Будды и обретения им Паранирваны, является прекрасным временем для посещения Кайлаша, так как в это время тысячи паломников со всего Тибета стекаются в эти места. Считается, что «эффективность» коры возрастает, если проходить её во время полнолуния.

В отличие от западных путешественников, тибетцы, как правило, проходят кору за один день. Говорят, что в результате одной коры вокруг Кайлаша стираются грехи, накопленные в течение настоящей жизни, в то время как 108 кругов обеспечивают полное просветление.

Что касается посещения святых мест во время прохождения коры, то, пожалуй, каждый сантиметр пути, каждый элемент окружающего ландшафта, является священным и полон философского и религиозного смысла. Вообще, сам маршрут обхода горы является глубоко философским выражением буддистского мировоззрения и олицетворяет собой круг рождения, жизни, смерти и нового перерождения, при этом каждая из вышеперечисленных стадий человеческого существования соотносится с определёнными этапами прохождения коры.

Маршрут начинается в селении Дарчен и поначалу идёт в западном направлении вдоль хребта, закрывающего вид на гору. К югу простирается широкая равнина Барка, замыкаемая величественной грядой Гималаев. Примерно в течение часа паломники достигают места, обозначенного множеством молитвенных флажков на высоте 4730 метров. Отсюда открывается вид на южную сторону Кайлаша, именуемую “сапфировой”. Это чакцал ганг – первый из четырёх пунктов, где паломники совершают простирания и ритуалы подношения с целью выразить уважение к священной горе и умилостивить божеств и духов, обитающих в этих местах.

От этой точки тропа постепенно меняет направление на север и приводит в долину Ла Чу, в самом начале которой (4750 м) расположен столб Тарбоче, увешанный множеством разноцветных молитвенных флажков. Каждый год, во время праздника Сага Дава, этот столб устанавливается заново, и то, как он будет стоять, имеет огромное значение для тибетцев. Если столб станет вертикально, то это хорошо, а если же он примет наклон в сторону Кайлаша, последующий год не сулит ничего хорошего. Особенно плохо, если столб наклонится в сторону, противоположную горе.

Западнее Тарбоче расположен чортэн Кангни, и считается очень благоприятным действием проход через его арку. Маршрут коры продолжается далее по восточной стороне Ла Чу мимо расположенного на западном склоне ущелья монастыря Чуку. Затем долина заметно сужается, а подъём становится круче, и вот над тропой нависает западная стена Кайлаша. Здесь же расположен второй пункт, где паломники совершают простирания. Отсюда остаётся несколько часов ходьбы до монастыря Дирапук, расположенного под северной стеной Кайлаша. Оттуда открывается незабываемый вид на гору Кайлаш, стоящую за двумя грозными скалами, каждая из которых носит имя одного из Бодхисаттв – Ченрезика (санскр: Авалокитешвара) и Чана Дордже (Ваджрапани). Здесь на высоте немногим более 5000 метров над уровнем моря обычно заканчивается первый день коры для тех, кто не проходит её за один день. Далее начинается резкий подъём до самого перевала, поэтому ночевать рекомендуется не доходя до него, так как ночёвка на больших высотах весьма неблагоприятна для здоровья.

Как было сказано, от монастыря Дирапук тропа начинает подниматься вверх, пока не пересекает речку Ла Чу, и переходит на её восточный берег. Далее, после часового подъёма, путники оказываются на лугах Джарок Донканг (5210 м), откуда хорошо видна уже восточная стена Кайлаша со стекающим с неё ледником. Следующий отрезок подъёма приводит к участку склона, усеянному пирамидами из камней, где в изобилии разбросаны предметы одежды. Это Шива Цаль (5330 м), где жизнь паломников, символически выраженная предыдущим участком коры, так же символически оканчивается. Поэтому Шива Цаль – это кладбище, где пилигримы оставляют куски старой одежды, иногда срезанные волосы или капли крови, чтобы отправиться в бардо, переходный период между смертью и новым рождением. Здесь же принято оставлять молитвенные флажки, предварительно написав на них имена недавно почивших родственников с молитвой об их благополучном перерождении.

Справа от тропы в самом конце Шива Цаля можно увидеть отпечатки ног самого Миларепы, великого тибетского йога, покорившего множество демонов, обитавших в районе горы.

Недалеко от этого места тропа раздваивается, при этом один путь ведёт на юго-восток к заснеженному перевалу Кхандо Санглам Ла, пройдя который, возможно «срезать» общепринятый путь, ведущий через перевал Дролма Ла. Пройти по этому пути могут только те, кто проходит тринадцатую кору в своей жизни. Нарушители, попав на «запретный» перевал, обнаружат себя лицом к лицу с защитницей перевала, гневной Дакини. Здесь необходимо заметить, что тибетские паломники вообще строго соблюдают маршрут и ни на метр не отклоняются от тропы, кроме тех мест, где это разрешено. Тибетские ламы предупреждают о том, что множество духов охраняет гору и путникам, сошедшим с тропы, не совладать со страшными энергиями, царящими в районе горы. Не даром Кайлаш считается центром мира, сильнейшим концентратором энергетических потоков. Верите вы в это или нет, но не ощутить этого просто невозможно, находясь около горы. По этой же причине не предпринимаются попытки взойти на священную гору. За кладбищем Шива Цаль тропа проходит мимо камня Бардо Транг, служащего своеобразным «измерителем грехов». Путникам, желающим проверить собственные грехи, необходимо протиснуться под камнем, при этом, независимо от того, толстый вы или худой, вы подвергаете себя риску обнаружить себя наглухо застрявшим, если уровень совершённых вами грехов высок. Видимо, даже очищающая сила Кайлаша не смогла достаточно очистить вашу карму.

Те, кому мнение камня Бардо Транг покажется неверным, могут проверить себя у камня Дикпа Карнак, который расположен немного далее по ходу коры.

Наконец, сравнительно пологий участок тропы заканчивается, и, повернув на восток, дорожка направляет путников на последний 200-метровый подъём к перевалу Дролма Ла. Этот подъём очень крут и утомителен. Как заметил один из путешественников, совершивших кору: «Независимо от того, буддист вы или нет, слова Будды о том, что страдания на земле существуют, не лишены смысла».

Когда вы поднялись  на перевал (5630 м), взору открывается огромный камень, увешанный огромным количеством молитвенных флажков и называемый Дролма До или камень Дролма. Паломники, благополучно взошедшие на перевал, обходят этот камень по несколько раз, наклеивают на него монеты, привязывают флажки, произнося особую тибетскую мантру, используемую при прохождении перевалов «ки ки со со лагья ло», что значит «славьтесь, победоносные боги». Существует легенда, связанная с историей этого камня. Когда Гоцангпа, открыватель коры вокруг горы Кайлаш, встретился с гневной Дакини, защитницей «запретного» перевала, она отправила его верным путём, послав с ним стаю, состоящую из 21 волка, каждый из которых был проявлением Дролма, богини сострадания. Прибыв на нужный перевал, стая сначала превратилась в одного волка, который затем превратился в большой камень. С тех пор Дролма помогает пилигримам совершить нелёгкий подъём на перевал. Дролма – одно из имён богини Тара, проявляющейся в различных формах.

Перевал Дролма Ла служит местом символического перерождения паломников, покинувших бардо, где они оказались после прибытия на Шива Цаль.

За перевалом взору путников открывается небольшое озеро, расположенное на высоте 5608 метров, называемое Озером Сострадания. Индуистские пилигримы спускаются к озеру, чтобы совершить ритуальное омовение, при необходимости разбивая лёд, и взять с собой немного воды, чтобы затем вылить её в озеро Манасаровар. Минуя озеро, тропа начинает резко спускаться, постоянно петляя по каменистой местности, и, преодолев 400-метровый перепад высоты, путники оказываются среди лугов долины реки Лхам Чукир, где можно разбить лагерь для ночёвки.

Отсюда начинается завершающий участок коры. Несмотря на то что тяжёлые подъёмы заканчиваются, этот участок лёгким не назовёшь. Приходится обходить многочисленные камни, пересекать рукава реки. Идущим лишь на короткое время открывается восточное лицо Кайлаша, и здесь находится третий пункт, где совершаются простирания и подношения.

Через два-три часа ходьбы вниз по течению Лхам Чукир паломники прибывают к монастырю Зутулпук (4790 м), единственному из монастырей на всём протяжении всей коры, расположенному практически около дороги, в то время как к остальным из них приходится подниматься вверх.

Через некоторое время долина заканчивается, бурная река вырывается на просторы долины Барка, и через два-три часа ходьбы четвёртый пункт оповещает об окончании коры неподалёку от селения Дарчен.